[Румын. Mitropolia Olteniei] (с 1 нояб. 1939 по 20 апр. 1945 - Олтении, Рымника и Северина митрополия, с 25 марта 1949 - О. м.) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) с кафедрой в г. Крайове. Правящий архиерей носит титул «архиепископ Крайовы и митрополит Олтении». О. м.- преемница Северинской митрополии К-польского Патриархата, впосл. Рымникской епископии. Образована 1 нояб. 1939 г., 20 апр. 1945 г. упразднена (восстановлена Рымникская епископия). В 1949 г. образована вновь и первоначально состояла из 2 епархий: Крайовcкой архиепископии (24 мая 1947) и Рымникской и Арджешской епископии (образованной путем слияния Рымникской и Арджешской епархий в 1949). В 1990 г. была восстановлена Арджешская и Мусчелская епископия, ее территория вошла в юрисдикцию Мунтении и Добруджи митрополии. В составе О. м. остались Крайовская архиепископия, Рымникская епископия (с 2009 архиепископия), позже включены новообразованные Северинская и Стрехайская епископия (2004) и Слатинская и Романацская епископия (2008).
Территориально Северинская митрополия, затем Рымникская епископия охватывали зап. часть Валашского княжества, к-рая после Пожаревацкого мирного договора (1718) вошла в состав Габсбургской империи; в 1739 г., согласно Белградскому мирному договору, была возвращена Валашскому княжеству и стала называться Олтения по названию р. Олт, ограничивающей данную область с востока от валашской области Мунтения. С севера О. м. отделена от Трансильвании Юж. Карпатами, на юге и западе р. Дунай отделяет эти территории от Болгарии и Сербии. В 1949-1990 гг. в О. м. входили жудецы Мехединци, Горж, Долж (Крайовская архиепископия), Вылча, Арджеш и Олт (Рымникская и Арджешская епископия). После 1990 г. и образования новых епархий в О. м. входят жудецы Долж и Горж (Крайовская архиепископия), Вылча (Рымникская архиепископия), Мехединци (Северинская и Стрехайская епископия) и Олт (Слатинская и Романацская епископия).
В 1359 г. в Валахии в юрисдикции К-польского Патриархата была образована Унгро-Влахийская митрополия во главе со свт. Иакинфом. В 1370 г. в К-поле возникли подозрения в стремлении митрополита отделиться от К-поля и обрести автокефалию (он не участвовал в заседаниях Синода). В Валахию был направлен дикеофилакс (юрист) Даниил Критопул. В письме К-польскому патриарху Филофею свт. Иакинф сообщал, что господарь Валахии и бояре просят хиротонисать во митрополита Унгро-Влахийского дикеофилакса Даниила (FHDR. 1982. Vol. 4. P. 206-207). В К-поле решили сохранить свт. Иакинфа на престоле, основав 2-ю митрополию - Северинскую, во главе к-рой был поставлен Даниил, постриженный в монашество с именем Анфим. В авг. 1370 г. он подписал декларацию о том, что обязуется не причинять ущерба митрополиту Унгро-Влахийскому, не перечить ему и почитать его (Ibid. P. 204-205). В окт. состоялось его назначение на новую кафедру «половины Валахии»; такой шаг объяснялся тем фактом, что «народ той страны оказался многочисленным, даже почти неисчислимым» (Ibid. P. 208-210). В системе К-польской Церкви Анфим был назначен местоблюстителем митрополичьего престола Мелитины (титулярная к-польская епархия в Армении, на Евфрате, ныне г. Малатья) и получил т. о. более высокое место в Синоде, чем свт. Иакинф.
По мнению нек-рых исследователей, создание 2-й митрополии, а не епископии в юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии было обусловлено наступлением при поддержке венг. кор. Людовика I Великого и папы Урбана V католичества на территории к югу и востоку от Карпат. Очевидно, ее образование было продиктовано сиюминутными интересами - сохранить на престоле свт. Иакинфа и удовлетворить просьбу господаря и бояр о получении более молодого и энергичного митрополита (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 238-239).
В документах нет указаний о канонической территории и кафедральном центре Северинской митрополии. Преемник митр. Анфима, митр. Афанасий, назван «митрополитом со стороны Северина» (греч. κατὰ τῆν Σεβέρινον - FHDR. 1982. Vol. 4. P. 260-263, 268-269), на основании чего ученые делают вывод о принадлежности митрополии территорий к западу от Олта (впосл. Олтения). Кафедра, очевидно, находилась в Северине и впосл. была перемещена, т. к. Северин располагался на окраине епархии, в местности, граничившей с Сербией, Болгарией и Венгрией, и вдалеке от господарской резиденции. Кроме того, между 1375/76 и 1383/84 гг. Северин был занят венграми и стал центром Северинской бановины. Наиболее вероятным местом установления новой кафедры считается г. Рымник, что объясняет более позднее название епархии: «Рымника - Нового Северина». Митр. Северинский Анфим в 1379-1380 гг. участвовал в заседаниях Синода К-польской Церкви; возможно, к 1379-1380 гг. фактически управлял и делами Унгро-Влахийской митрополии, т. к. поставленный в 1372 г. митр. Унгро-Влахийский Харитон, сохранив за собой пост игумена мон-ря Кутлумуш и протоса всего Афона, бóльшую часть времени находился на Св. Горе. После кончины или ухода от дел митр. Харитона (очевидно, в июне 1380) Анфим стал митрополитом Унгро-Влахийским (Ibid. P. 210-217). Северинскую кафедру занял митр. Афанасий, также греч. происхождения (впервые упом. в документе от июля 1389 - Ibid. P. 228-229). В этот период он единственный представлял в Синоде Валашскую Церковь (очевидно, по причине болезни или старости митр. Анфима) (DRH. B. 1966. Vol. 1. P. 43, 45. Doc. 17). В синодальных актах он упоминается до 1402/03 г. как митрополит Унгро-Влахийский, «Унгро-Влахии со стороны Северина» или «части Унгро-Влахии со стороны Северина» (FHDR. 1982. Vol. 4. P. 260-263, 268-269). Митр. Афанасий примкнул к соперникам патриарха Матфея I, возглавляемым Макарием Анкирским, и отказал в послушании патриарху и имп. Мануилу II Палеологу. После 1403 г. его имя в документах не упоминается: очевидно, он либо скончался, либо был отстранен от должности (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 243-244).
Сведений о Северинских митрополитах, занимавших кафедру после митр. Афанасия, в документах нет. Учитывая плачевное состояние валашских источников XV в. (особенно 1-й пол.), не представляется возможным даже приблизительно выяснить, когда прекратила деятельность Северинская митрополия и ее каноническое пространство отошло в ведение Унгро-Влахийской митрополии.
Согласно Житию патриарха К-польского свт. Нифонта II, написанному Гавриилом Протом, патриарх основал Рымникскую епископию в юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии по просьбе валашского господаря Раду Великого на валашских территориях к западу от Олта, во время своего пребывания в Валахии в 1503-1505 гг. Однако в др. месте, подробно описывая освящение 14-15 авг. 1517 г. Успенской ц. в Арджеше, где присутствовали К-польский патриарх Феолипт I, митр. Унгро-Влахийский Макарий, игумены афонских и валашских мон-рей и др., Гавриил Прот не упоминает валашских Рымникского и Бузэуского епископов. Преемство по отношению к Северинской митрополии подчеркивалось в названии епархии: так, начиная с грамоты Михая Храброго (25 апр. 1597), епископия во мн. источниках называется то Северинской, то Рымникской (DRH. B. 1975. Vol. 11. P. 297-299. Doc. 224).
В одной из версий Жития свт. Нифонта II (сведения не подтверждаются в др. источниках) указано, что 1-м архиереем стал свт. Максим (Бранкович) в 1503 г., спустя 2 года он занял Унгро-Влахийскую кафедру. В синодике Рымникской епископии упомянут в качестве Рымникского архиерея буд. митр. Унгро-Влахийский Иларион II (1523-1526) (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 404-405). Первыми Рымникскими архиереями, названными по имени в др. источниках, были Леонтий и его преемник Паисий (грамота валашского господаря Влада Винтилэ (1532-1535), подтверждавшая владения епископии, от 1 апр. 1535). В документе упомянуты 5 вотчин, купленных еп. Леонтием для епископии, а также подтверждены владения, пожалованные епископии господарями св. Нягое Басарабом и его супругой Милицей Деспиной, Раду V Афумаци и его супругой Анной и др., что удостоверяет существование епископии уже при св. Нягое (1512-1521) (DRH. B. 1975. Vol. 3. P. 319-324. Doc. 194). Архиеп. Паисий также упомянут в документе от 4 марта 1540 г. (Ibid. 1981. Vol. 4. P. 118. Doc. 90).
Летопись Кантакузинов описывает, как 3 марта 1558 г. валашский господарь Мирча V Чобанул пригласил ко двору в Бухарест всех крупных бояр, «обоих епископов» (очевидно, Рымникского и Бузэуского, поскольку митр. Унгро-Влахийский Анания бежал в Трансильванию), многих игуменов и монахов, и они все были убиты турками, помогавшими Мирче V занять трон (Variante ale Letopiseţului Cantacuzinesc. 1942. P. 58-59). Еп. Рымникский Евфимий, очевидно, был поставлен в 1559 г. (в сер. 1568 стал митрополитом Унгро-Влахийским). Его преемник еп. Михаил был поставлен во 2-й пол. 1568 г. и упомянут в документе от 9 янв. 1576 г. (DRH. B. 1996. Vol. 8. P. 6-7. Doc. 4) и более чем в 10 грамотах до 19 окт. 1585 г.; входил в состав господарского совета. Епископы Евфимий и Михаил были ктиторами кафедрального собора в Рымнике и скита Олтени; в церкви скита Олтени сохранился портрет еп. Евфимия. При еп. Михаиле скиты Олтени и Добруша входили в непосредственное подчинение епископии. В нач. 1586 г. господарь Михня II Турок перевел еп. Михаила на Унгро-Влахийскую кафедру. Новый еп. Рымникский Ефрем I был поставлен в нач. 1586 г. (в одной из грамот упом. как архиепископ). В окт. 1591 г. кафедру занял еп. Феофил I, к-рый в мае 1595 г. вместе с митр. Евфимием и еп. Бузэуским Лукой находился в составе посольства, направленного господарем Михаем Храбрым (Витязулом) к трансильванскому кн. Сигизмунду для подписания антиосманского договора. В одной из грамот упомянут как архиепископ. Возможно, после убийства своего покровителя Михая Храброго (9 авг. 1601) ушел на покой, т. к. в жалованной грамоте от 8 нояб. 1601 г. матери Михая, принявшей постриг с именем Феофана, упомянут еп. Рымникский Ефрем II (Păcurariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 406-407).
В 1614-1618 гг. в документах упомянут еп. Дионисий, затем - еп. Феофил II, к-рый участвовал в посольствах господаря Леона I Томши в Трансильванию и Стамбул и летом 1636 г. занял Унгро-Влахийскую кафедру (Ibid. 2006. Vol. 2. P. 138). Епископом Рымникским осенью 1636 г. стал Игнатий Серб, в Летописи Кантакузинов он назван посредником между Матеем Басарабом и османским везиром Абаз-пашой, способствовашим возведению Басараба на валашский престол. Возможно, в ведении еп. Игнатия находилась типография монастыря Говора, т. к. с 1637 г. он постоянно упоминается в предисловиях говорских изданий. Его имя встречается в господарских грамотах (иногда с титулом «архиепископ Рымникский и всей Мехадии»). Он участвовал в «собрании страны» 1639 г., где было вынесено постановление о запрете преклонять монастыри зарубежным обителям, а также в церковном Соборе, созванном митр. Молдавским Варлаамом (Моцоком), где было выработано отношение Валашской и Молдавской Церквей к кальвинистскому прозелитизму (утвержден «Ответ на кальвинистский катехизис» - Ibid. P. 138-139). В 1653 г. Матей Басараб отстранил митр. Унгро-Влахийского Стефана и на его место возвел Игнатия. В 1655 г. господарь Константин Щербан вернул кафедру Стефану, а Игнатий Серб возвратился в Олтению и жил за штатом в Рымнике и затем в мон-ре Козия. Его преемник на Рымникской кафедре с осени 1653 г. Дионисий II до поставления, возможно, был игуменом Козии. 2 июня 1657 г. Рымникскую кафедру занял еп. Игнатий Грек. В грамотах сохранились сведения о его попечении об укреплении материальной основы епископии. По-видимому, он скончался в первые месяцы 1668 г., т. к. в «Реестре святой митрополии Унгро-Влахийской» (Ghenadie (Enăceanu), ep. Condica sfânta a mitropoliei Ungro-Vlahiei. Bucur., 1886. P. 17) указано, что 21 марта Матей Басараб назначил на его место еп. Бузэуского Серафима. Во 2-й пол. 1670 г. в преклонном возрасте он удалился на покой и принял схиму с именем Сильвестр в основанном им скиту Стрихарец близ г. Слатина († 1672/73). Кафедру занял настоятель мон-ря Главачок еп. Варлаам; сохранился документ, в котором он обращался к господарю Антонию Водэ с просьбой освободить от налогов сыновей священников.
Летом 1672 г. в пределах Рымникской архиепископии была основана Стрехайская епархия, охватившая жудец Мехединци (надпись в келье монастыря Стрехая). Историческая идентификация правящего архиерея, еп. Даниила, вызывала споры. В наст. время считается, что это мон. Даниил (Андреан) из Трансильвании, к-рому принадлежит перевод с греч. языка соч. «Исправление закона» (Тырговиште, 1652) и к-рого трансильванский кн. Михаил Апафи хиротонисал в период политических волнений в Трансильвании 1659-1662 гг. Возможно также, что он недолго занимал трансильванский митрополичий престол вместо митр. Саввы (Бранковича). Позже подвизался в молдав. скиту Бабеле (в обл. Вранча). Был близок к господарю Валахии Григорию I Гике (1660-1664, 1672-1673); мог оказать ему поддержку в 1664 г., когда господарь потерял трон, и в благодарность Григорий основал для Даниила новую епархию. Еп. Даниил участвовал в избрании еп. Рымникского Варлаама во митрополита Унгро-Влахийского (24 дек. 1672) и игумена мон-ря Садова Стефана во епископа Рымникского (15 янв. 1673). С возвращением на валашский трон господаря Шербана Кантакузино Стрехайская епископия была упразднена (апр. 1679). Митр. Унгро-Влахийский Феодосий назначил еп. Даниила «наставником» мон-ря Котрочени в Бухаресте; однако в 1681 г. этот мон-рь стал преклоненным Афону, в нем поселились греч. игумен и монахи, бывш. еп. Даниил вернулся в Бабеле († сер. 1688).
Еп. Рымникский Стефан выстроил большую колокольню при кафедральном соборе в Рымнике и каменные кельи (1680). Был ктитором мон-ря Сэрэчинешти. По его инициативе была начата перестройка скита Добруша. При еп. Стефане мн. скиты входили в непосредственное подчинение епископии, что позволяло контролировать монашескую жизнь. Также еп. Стефан добился грамоты (9 апр. 1676) от господаря Георгия Дуки, согласно к-рой священники Рымникской епископии платили налог только раз год, во время уплаты дани туркам. К концу жизни еп. Стефан принял схиму с именем Савва († 1-я пол. 1693; похоронен в притворе мон-ря Сэрэчинешти).
18 июня 1693 г. епископом Рымникским стал настоятель мон-ря Бистрица Иларион. При нем была завершена перестройка скита Добруша, перестроен скит Езер, господарь мч. Константин Брынковяну построил скит Маму, придел и больничную церковь монастыря Хурези, иером. Паисий начал перестройку монастыря Говора. По инициативе и на средства еп. Илариона учитель Александр осуществил 1-й перевод на румынский язык Постной и Цветной Триодей и Толковой Псалтири. В марте 1705 г. по обвинению в схизме (еп. Иларион разрешил католикам построить церковь в Рымнике и хоронить усопших на кладбище епископии), выдвинутому патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой, и с одобрения мч. Константина Брынковяну Собор Унгро-Влахийской митрополии сместил еп. Илариона с кафедры и лишил сана. Очевидно, это решение было результатом интриг местных греч. клириков. Решения Собора в отношении еп. Илариона не были полностью исполнены: в более поздних документах он в сане епископа упоминается как настоятель монастыря Снагов, 29 июня 1707 г. принял участие в освящении ц. св. Георгия Нового в Бухаресте как «проин [бывший] епископ Рымника».
16 марта 1705 г. на Рымникскую кафедру был избран настоятель мон-ря Снагов сщмч. Антим Ивиряну (через 3 года переведен на Унгро-Влахийскую кафедру). Он успешно занимался хозяйственными делами епископии, покупая или получая в дар поместья, виноградники, леса, мельницы и др. Следует отметить его заботу о реставрации многих церквей и обителей, особое значение имели реставрация и росписи церквей монастырей Козия и Говора, в которых сохранились его ктиторские портреты. Сщмч. Антим также известен книгопечатной деятельностью: при нем вышли в свет билингвальные (на слав. и румын. языках: Анфологион, 1705; Малый Октоих, 1705; Служба на Успение Пресв. Богородицы с параклисом, 1706), а также румыноязычные (Евхологий в 2 т.: Служебник и Молитвослов) тексты богослужебных книг.
В 1708 г., после избрания сщмч. Антима на Унгро-Влахийскую кафедру, на Рымникскую кафедру был перемещен еп. Бузэуский Дамаскин (Даскэлул). В первые годы его архипастырства увеличилось имущество епископии, при нем была расписана церковь скита Езер, построен скит Пэпуша. После того как Олтению заняли австр. войска, еп. Дамаскин в февр. 1717 г. возглавил посольство в Вену, где выдвинул меморандум из 10 пунктов, содержавший прошение о сохранении прав Церкви и об избавлении мон-рей от расквартировки в них австр. войск. 30 мая имп. Карл VI подписал соответствующий декрет, однако австр. части продолжали располагаться в монастырях. Согласно австро-тур. мирному договору (Пожаревац, 21 июля 1718), Олтения отошла Австрии. 22 февр. 1719 г. император издал декрет об обустройстве Олтении, была объявлена свобода культов и протекция православной конфессии. Рымникская епископия была выведена из юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии и переведена в подчинение Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. Были запрещены преклонения монастырей обителям Св. земли и Афона, а также связи с ними.
Административно мон-ри подчинялись австр. правительству, к-рое утверждало настоятелей и разрешало привилегии. 29 нояб. 1719 г. еп. Дамаскин, настоятели Иоанн (мон-рь Хурези), Стефан (мон-рь Бистрица), Стефан (мон-рь Арнота) и Пахомий (мон-рь Говора) выдвинули венскому двору меморандум из 11 пунктов с просьбой повысить статус Рымникской епископии до митрополии (апеллируя к статусу Северинской митрополии) и перевести ее в юрисдикцию К-польского Патриархата; даровать епископу право контроля над мон-рями; открыть епархиальную школу в Рымнике под патронатом епископа и на средства епархии и мон-рей и др. Однако австр. власти сохраняли сложившееся положение вещей. В Рымнике с отъездом сщмч. Антима в Бухарест печатная деятельность прекратилась, еп. Дамаскин активно занимался переводами. К концу архипастырства он смог добиться согласия властей и возродить книгопечатание: в 1724 г. были изданы Часослов и «Учение о семи таинствах», в 1725 г.- Псалтирь. Бóльшая часть переводов еп. Дамаскина осталась в рукописях (перевод Толкований на Евангелия свт. Феофилакта Болгарского и др.), однако впосл. некоторые были изданы в епархиальной рымникской типографии его преемниками. Еп. Дамаскин умер, выходя из церкви, 5 дек. 1725 г.
В сент. 1726 г. выборное собрание бояр и настоятелей мон-рей предложило митр. Белградско-Карловацкому Моисею (Петровичу) 3 кандидатов, из к-рых на утверждение императора он выдвинул настоятеля мон-ря Говора игум. Стефана. Интронизация состоялась в марте 1727 г. в присутствии еп. Тимишоарского Николая (Дмитриевича), делегированного митр. Моисеем, однако из-за занятости митр. Моисея хиротония откладывалась, и Стефан скончался в церкви 20 авг. 1727 г. (есть мнение, что он был отравлен). Выборное собрание в сент. 1727 г. вновь предложило 3 кандидатов, по рекомендации местных австр. властей император 11 мая 1728 г. утвердил кандидатуру настоятеля мон-ря Брынковени игум. Иннокентия. Он был хиротонисан в Белграде митр. Моисеем и поставлен на престол в Рымнике еп. Тимишоарским Николаем (Дмитриевичем).
27 апр. 1729 г. был издан имп. декрет, согласно к-рому следовало детально изучить положение преклоненных и непреклоненных мон-рей (имущество первых должно было перейти в ведение налоговых органов); священники освобождались «от поклона» архиерею, но облагались налогами, как и остальное население; епископ должен был платить 1/3 своих доходов в имперскую казну; генеральному коменданту Трансильвании, исполнявшему обязанности обер-директора Олтении, надлежало следить за численностью православного клира и не допускать прироста числа священников и диаконов. Еп. Иннокентий и 14 настоятелей монастырей направили в кон. 1729 г. имп. двору меморандум-протест; многочисленные меморандумы были направлены также генерал-коменданту Ф. А. фон Валлису в Сибиу. В 1733 г. еп. Иннокентий посетил двор в Вене и вручил жалобы паствы лично. Значительное внимание еп. Иннокентий уделял издательской деятельности епископии, проявлял заботу о православном населении Брашова и Страны Бырсы (Цара-Бырсей), которые по решению генерал-коменданта и обер-директора Олтении К. Тиге 20 янв. 1728 г. были переведены в юрисдикцию Рымникской епископии (см. в ст. Николая святителя церковь в Шкей-Брашове). Еп. Иннокентий скончался 1 февр. 1735 г., оставив все свое личное имущество мон-рю Гура-Мотрулуй. Из 3 кандидатов, выдвинутых выборным собранием 28 июня 1735 г., по рекомендации генерал-коменданта Валлиса 1 окт. венский двор утвердил настоятеля мон-ря Бистрица игум. Климента (Модорана). Он был хиротонисан в апр. 1737 г. митр. Викентием (Йовановичем) в Белграде и поставлен на престол австр. администрацией Крайовы, т. к. делегированному митрополитом епископу был запрещен въезд в Олтению.
В ходе новой австро-турецкой войны турецкие войска заняли Олтению. Осенью 1737 г. Олтению покинула австрийская администрация. Еп. Климент бежал от занявших территорию епархии турок и татар в горы Лотру. Однако по совету валашского господаря Константина Маврокордата вскоре вернулся и объявил о своей лояльности тур. властям; 15 февр. 1738 г. в послании к клиру и мирянам он благословил их подчиниться туркам и избежать т. о. «актов мести». Согласно Белградскому мирному договору (1 сент. 1739), Олтения была возвращена Валашскому княжеству. Рымникская епископия вновь стала суффраганной Унгро-Влахийской митрополии.
Первой заботой епископа стала реставрация кафедрального собора, колокольни, резиденции и др. помещений епархиального центра, сожженных во время войны. На этой же территории на личные средства еп. Климент построил больничную церковь. Также на свои средства, иногда при помощи братьев и др. родственников, он построил скиты в Пьетрарий-де-Жос (в его родной деревне) и Пэтрунсе (в деревне, где род. мать), скит Колник и приходские церкви в Бодешти, Бэрбэтешти, Горану и др.; делал пожалования в храмы. В 1746 г. участвовал в собрании, на к-ром обсуждали вопрос об отмене крепостного права в Валахии. Продолжил дело еп. Иннокентия по изданию переводов еп. Дамаскина (Даскэлула). В 1748 г. переиздал «Учительное Евангелие, или Казанию» митр. Молдавского Варлаама (Моцока). Ушел на покой 8 мая 1748 г., принял схиму с именем Косма и поселился в скиту Пьетрари († 31 янв. 1753).
Следующим епископом Рымникским стал ученик еп. Климента настоятель мон-ря Козия игум. Григорий (Сокотяну), избранный 8 мая 1748 г. Построил домовую церковь в здании епархии и украсил ее внутренними и внешними фресками (в ктиторском ряду во внутренней росписи сохр. его портрет). Еп. Григорий был также ктитором Благовещенской и Всехсвятской церквей в Рымнике, оказывал помощь скиту Сэрэчинешти и произвел нек-рые обновления в мон-ре Говора. Активно занимался типографской деятельностью: в 1750-1761 гг. издал переводы на румын. язык еп. Дамаскина (Даскэлула); в 1755 г. по просьбе серб. митр. Карловацкого Павла (Ненадовича) выпустил «Славянскую грамматику», в 1761 г. по просьбе еп. Арадского Синесия (Живановича) - «Правила и молитвы сербских святых» на церковнославянском языке. Еп. Григорий поддерживал правосл. население Трансильвании, на протяжении 60 лет (1701-1761) лишенное архипастырского окормления: рукополагал трансильванских священников, принимал в своей епархии пришедших оттуда священников, посылал ободряющие письма православным в Брашов. 21 мая 1764 г. (возможно, по политическим мотивам) еп. Григорий оставил кафедру и поселился в Крайове; в 1770 г. господарь Э. Джани-Русет поставил его на Унгро-Влахийскую митрополичью кафедру. В окт. 1771 г., когда русские войска вошли в Бухарест, он вместе с господарем ушел в Олтению († 28 дек. 1777, похоронен в рымникском кафедральном соборе).
После еп. Григория Рымникским епископом стал настоятель мон-ря Тисмана игум. Парфений. При нем были увеличены владения епископии, продолжилась активная типографская деятельность. После его смерти (кон. 1771) управляющим кафедрой стал протосинкелл Унгро-Влахийской митрополии Кесарий. В связи с русско-турецкой войной (1768-1774) его избрание состоялось 26 дек. 1773 г. (хиротонисан 12 янв. 1774). При нем были восстановлены и расписаны мн. церкви (в скиту Добруша, в мон-ре Гэнеску в Крайове и др.). В этот период непосредственно епископии были подчинены ц. Сорока мучеников в Бухаресте и мон-рь Гэнеску в Крайове. Еп. Кесарий основал школы (при метохе епископии в Бухаресте и при метохе мон-ря Обедяну в Крайове). При нем впервые на румын. языке было предпринято полное издание Минеи (вышли тома с окт. по март): каждый том был оснащен написанным еп. Кесарием обширным предисловием с экскурсами в мировую и национальную историю. Благодаря широкому распространению научных знаний через церковные издания еп. Кесария считают представителем 1-го поколения румын. просветителей († 9 янв. 1780 в Бухаресте, похоронен в ц. Сорока мучеников).
Издательское дело еп. Кесария продолжил его преемник еп. Филарет, до этого бывший титулярным митрополитом Мир Ликийских (господарь Александр Ипсиланти получил разрешение на его поставление у патриарха К-польского Софрония 3 марта 1780). Он завершил издание Минеи (апр.-сент.), поддерживал деятельность книжников Григория Рымничяну, Кириака Рымничяну, Дионисия Экклисиарха и Наума Рымничяну. При нем издавались переводы еп. Дамаскина (Даскэлула), лит-ра просветительского характера, переводы сочинений св. отцов, «Грамматика» Е. Вэкэреску. За 9 лет (в 1788 издательская деятельность была приостановлена из-за начавшейся русско-австро-тур. войны) им на собственные средства были изданы 30 наименований книг. 6 сент. 1792 г. еп. Филарет был перемещен на Унгро-Влахийскую кафедру († в 1794 в мон-ре Кэлдэрушани).
На Рымникский престол был поставлен иконом епископии архим. Нектарий (греч. происхождения). Издательская деятельность при нем была менее активной, чем в предыдущие годы, в основном опубликовали книги, подготовленные к изданию еп. Филаретом, а также «Кириакодромион» (1806) - одну из первых книг на совр. болг. языке. 16 дек. 1812 г. еп. Нектарий стал митрополитом Бухарестским, Рымникскую кафедру за значительную сумму, данную господарю Иоанну Караджу, 26 янв. 1813 г. занял племянник еп. Нектария, настоятель мон-ря Говора игум. Галактион. При нем был издан 1-й перевод на румын. язык соч. Агапия Ланд(ос)а (Критянина) «Чудеса Пресвятой Девы Марии» (1820), представлявшего собой 3-ю часть его труда «῾Αμαρτωλῶν σωτηρία» (Спасение грешников). На подъеме антифанариотских настроений в стране митр. Унгро-Влахийский Дионисий (Лупу) в 1819 г. попытался сместить еп. Галактиона, однако последний за взятку, данную господарю Александру Суцу (1818-1821), сохранил престол (в письмах австр. имп. Францу I и канцлеру К. фон Меттерниху он жаловался на то, что из-за господаря, потребовавшего с него большую сумму, епископия оказалась в долгах). Во время революции 1821 г. еп. Галактион бежал в Сибиу, затем вернулся в Рымник и 12 апр. 1824 г. подал в отставку.
18 апр. 1824 г. на кафедру был избран архим. Неофит, хиротонисан 20 апр. митр. Унгро-Влахийским свт. Григорием IV (Даскэлом). Ему удалось оплатить часть долгов епископии, однако в 1825 г. епархиальная типография прекратила деятельность. 8 нояб. 1837 г. была открыта Рымникская ДС, 1-м ректором стал протоиерей из Никольской ц. в Шкей-Брашове Раду Темпя VI. 29 июня 1840 г. еп. Неофит стал митрополитом Унгро-Влахийским (см. в ст. Неофит II), но управлял также и Рымникской епископией. В 1840-1850 гг. делами епархии также занимались епископы Тимофей (Евдоксиадос) и Нифонт Севастийский. В янв. 1848 г. дела епископии были поручены еп. Нифонту (Русаилэ), однако 11 авг. 1849 г. он был назначен местоблюстителем митрополичьего престола. 15 сент. 1850 г. во епископа Рымникского был избран свт. Каллиник Черникский, настоятель мон-ря Черника. Был хиротонисан 26 окт. в кафедральном соборе Бухареста, интронизация состоялась 26 нояб. в Крайове, т. к. рымникская епархиальная резиденция была почти разрушена в результате пожара. Епископия находилась в бедственном состоянии (ДС закрыта, клир малочисленный, плохо подготовленный и находящийся в тяжелом материальном положении, мн. церкви не функционировали и находились в запустении). Свт. Каллиник предпринял архипастырскую поездку, установил точное состояние дел, назначил новых протоиереев, произвел ряд рукоположений. В 1851 г. была возобновлена работа ДС (сначала в мон-ре Буковэц, затем в Крайове, с 1855 - в Рымнике). При благочиниях были открыты школы для подготовки клира, в 1853 г. при помощи господаря Барбу I Штирбея свт. Каллиник восстановил скит Попынзэлешти, метох епископии. В 1854 г. он перевел епархиальную администрацию из Крайовы в Рымник, при поддержке господаря к 1856 г. был построен новый кафедральный собор (план составил свт. Каллиник, расписал церковь известный худож. Г. Таттареску). Были восстановлены др. здания епархиального центра, больничная церковь, открыто новое здание ДС. В 1859-1864 гг. на свои средства епископ построил скит Фрэсиней. Ок. 1860 г. на одолженные средства свт. Каллиник основал новую типографию, которая находилась в его собственности, и возродил издательские традиции епископии. В 1867 г. он завещал типографию с инвентарем и книгами на складе городу с условием, что половина дохода будет использоваться для поддержки школ города и для обучения детей из малоимущих семей, а другая - на содержание скита Фрэсиней.
3 дек. 1864 г. была самопровозглашена автокефалия РумПЦ, Унгро-Влахийская митрополия вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви. В мае 1867 г. свт. Каллиник удалился в мон-рь Черника и оставил управление епархией архим. Григорию. После его кончины (11 апр. 1868, похоронен в притворе Георгиевской ц. Черники) управление Рымникской епископией было поручено архим. Иннокентию (Кицулеску), в 1872 г. он был хиротонисан во епископа. Согласно закону о культах 1872 г., подразумевавшему в целях достижения признания автокефалии РумПЦ увеличение числа архиереев в Синоде до 12, в составе Рымникской епископии хиротонисали титулярных епископов Крайовских. 18 янв. 1873 г. на Рымникскую кафедру был переведен бывш. еп. Романский Афанасий (Стоенеску; † 9 февр. 1880, похоронен в мон-ре Черника). После краткого управления епархией еп. Феодорита выборная коллегия избрала на Рымникскую кафедру еп. Иосифа (Бобулеску), викарного епископа Молдавской митрополии. В нояб. 1886 г. он ушел на покой и поселился в монастыре Ботошани († 1890).
10 нояб. 1886 г. епископом Рымникским был избран Геннадий (Енэчану). Он продолжил обустройство епархиального центра, построил помещение канцелярии. Известен как церковный историк. Во время архипастырских поездок собирал эпиграфический материал и источники в церквах и монастырях, которые опубликовал в 2 томах: «O vizitâ canonică în anul 1889» (Канонический визит 1889 г.) и «Vizite canonice în so şite de note istorice-arheologice în anii 1890-1891» (Канонические визиты, сопровожденные историко-археологическими заметками 1890-1891 гг.). После него († 14 янв. 1898 в Неаполе, похоронен рядом с больничной церковью Рымникской епископии) управляющим епархией был назначен еп. Афанасий (Миронеску). 12 марта 1898 г. он был поставлен на Рымникскую кафедру, 5 февр. 1909 г. назначен митрополитом-примасом РумПЦ. Его преемником стал еп. Геннадий (Джорджеску), настоятель румын. капеллы в Париже и титулярный Бакэуский епископ. После его кончины (23 нояб. 1912) управляющим епархией был назначен еп. Софроний (Вулпеску), избранный епископом Рымникским 5 мая 1913 г.
Во время первой мировой войны нем. администрация 19 мая 1917 г. принудила еп. Софрония переселиться в монастырь Кея, затем в скит Пештера-Яломичоарей и в мон-рь Кэлдэрушани. Освобожденный 7 мая 1918 г., он уехал в Яссы, где подал в отставку и жил в Бухаресте до кончины (6 сент. 1923). Немецкая администрация дала разрешение на приезд в Рымник еп. Мелетия (Добреску), к-рый ведал делами епархии до конца войны. 3 июля 1918 г. на Рымникскую кафедру был избран еп. Анфим (Петреску), бывш. приходской священник из Крайовы. Его интронизация состоялась в сент. 1918 г., однако 6 нояб. правительство аннулировало все решения ясского парламента, в т. ч. и назначение еп. Мелетия; он подал в отставку и продолжал управлять епархией. После него († 6 сент. 1919) кафедрой управляли еп. Алексий (Шербан; 1919-1920) и еп. Варфоломей (Стэнеску; 1920-1921). 24 апр. 1921 г. еп. Варфоломей стал правящим Рымникским архиереем, развил активную миссионерскую, культурную и филантропическую деятельность, возглавлял работу ассоциации священников «Renaşterea» (Возрождение) и одноименного журнала. 1 нояб. 1938 г. удалился на покой, епископией управлял еп. Ириней (Михэлческу).
1 нояб. 1939 г. Рымникская епископия была упразднена, на ее каноническом пространстве была создана митрополия Олтении, Рымника и Северина с кафедрой в Крайове, главном городе Олтении. В юрисдикцию митрополии была включена соседняя Арджешская епископия. Предстоятелем стал митр. Нифонт (Кривяну; 21 дек. 1939 - 20 апр. 1945), до этого занимавший Хушскую кафедру (1934-1939), автор трудов о христ. этике, предназначенных для широких масс. Известен как организатор системы социальной помощи. Упразднение Рымникской епископии вызвало недовольство клира и паствы, 20 апр. 1945 г. митр. Нифонт был отправлен на покой, 11 марта 1948 г. епископия была восстановлена (Păcurariu. IBOR. 2008. Vol. 3. P. 380-381).
О. м. была образована 25 марта 1949 г. согласно «Уставу об организации и деятельности Румынской Православной Церкви», принятому Синодом 19-20 окт. 1948 г. в соответствии с законом от 4 авг. «Об общем режиме культов». В ее юрисдикцию вошли образованная 24 мая 1947 г. Крайовская архиепископия и Рымникская и Арджешская епископия. Митрополию возглавил Фирмилиан (Марин; 1949 - 29 окт. 1972), архиепископ Крайовский (с 28 дек. 1947). Затем кафедрой управляли митр. Феоктист (Арэпашу; 25 февр. 1973 - 25 сент. 1977; в 1986-2007 патриарх Румынский); митр. Нестор (Ворническу; 23 апр. 1978 - 17 мая 2000; † 17 мая 2002), уроженец Бессарабии, автор мн. трудов по святоотеческому богословию и церковной истории, д-р богословия, почетный член Румынской академии; митр. Феофан (Саву; 22 окт. 2000 - 8 июня 2008), д-р богословия, ныне митрополит Молдовы и Буковины. 27 июля 2008 г. О. м. возглавил митр. Ириней (Попа; род. 16 нояб. 1957). С 1939 г. кафедральным собором О. м. является ц. вмч. Димитрия Солунского в Крайове (1889-1933).
Митрополиты Северина: Анфим (Критопул; авг./окт. 1370 - ок. июня 1380), Афанасий (до июля 1389 - после 1403); епископы (архиепископы) Рымника - Нового Северина: Максим (Бранкович; 1503-1505 (?)), Иларион (после 1517 - ок. 1523), Леонтий (ок. 1523 - кон. 1534/нач. 1535), Паисий (до 1 апр. 1535 - после 1540), безымянный архиерей (убит 3 марта 1559), Евфимий (ок. 1559 - июль/авг. 1568), Михаил (2-я пол. 1568 - нач. 1586), Ефрем I (нач. 1586 - ок. 1591), Феофил I (окт. 1591 - до 8 нояб. 1601), Ефрем II (до 8 нояб. 1601 - до 1614), Дионисий I (1614-1618), Феофил II (до 9 янв. 1619 - до 20 июля 1636), Игнатий Серб (осень 1636 - июль/авг. 1653), Дионисий II (до 13 сент. 1653 - до 2 июня 1657), Игнатий Грек (2 июня 1657 - до 21 марта 1668), Серафим (21 марта 1668 - 2-я пол. 1670), Варлаам (кон. 1670 - до 24 дек. 1672), Стефан (15 янв. 1673 - 1-я пол. 1693), Иларион (18 июня 1693 - март 1705), сщмч. Антим Ивиряну (16 марта 1705 - до 28 янв. 1708), Дамаскин (Даскэлул; между 22 февр. и 14 апр. 1708 - 5 дек. 1725), Стефан (март - 20 авг. 1727), Иннокентий (11 мая 1728 - 1 февр. 1735), Климент (Модоран; 1 окт. 1735 - 8 мая 1748), Григорий (Сокотяну; 8 мая 1748 - 21 мая 1764), Парфений (21 мая 1764 - кон. 1771), Кесарий (кон. 1771 - 26 дек. 1773; в. у.; правящий до 9 янв. 1780), Филарет (3 марта 1780 - 6 сент. 1792), Нектарий (26 сент. 1792 - 16 дек. 1812), Галактион (26 янв. 1813 - 12 апр. 1824), Неофит (20 апр. 1824 - 29 июня 1840, в. у. до янв. 1848), Тимофей (Евдоксиадос; 1840 - 17 июня 1848; в. у.), Нифонт Севастийский (1848 - 14 сент. 1850; в. у.), свт. Каллиник Черникский (15 сент. 1850 - май 1867), архим. Григорий (май 1867 - 11 апр. 1868; в. у.), архим. Иннокентий (Кицулеску; 19 июля 1868 - 18 янв. 1873; в. у.; с 1872 епископ), Афанасий (Стоенеску; 18 янв. 1873 - 9 февр. 1880), Феодорит (февр.- нояб. 1880; в. у.), Иосиф (Бобулеску; 13 дек. 1880 - нояб. 1886), Геннадий (Енэчяну; 10 нояб. 1886 - 14 янв. 1898), Афанасий (Миронеску; 12 марта 1898 - 5 февр. 1909), Геннадий (Джорджеску; 26 марта 1909 - 23 нояб. 1912), Софроний (Вулпеску; нояб. 1912 - 5 мая 1913; в. у.; правящий до 19 мая 1917), Мелетий (Добреску; 3 марта 1918 - осень 1918; в. у.), Анфим (Петреску; 3 июля 1918 - 6 сент. 1919), Алексий (Шербан; сент. 1919 - 1 апр. 1920; в. у.), Варфоломей (Стэнеску; 1 апр. 1920 - 24 апр. 1921; в. у.; правящий до 1 нояб. 1938), Ириней (Михэлческу; 1 нояб. 1938 - 1 нояб. 1939; в. у.); митрополиты Олтении: Ириней (Михэлческу; 1 нояб.- 29 нояб. 1939; в. у.), Нифонт (Кривяну; 21 дек. 1939 - 20 апр. 1945); митрополиты Олтении и архиепископы Крайовы: Фирмилиан (Марин; 25 марта 1949 - 29 окт. 1972), Нестор (Ворническу; нояб. 1972 - янв. 1973; в. у. в сане епископа; правящий митрополит с 23 апр. 1978 по 17 мая 2000), Феоктист (Арэпашу; 25 февр. 1973 - 25 сент. 1977), митр. Банатский Николай (Корняну; окт. 1977 - апр. 1978; в. у.), Феофан (Саву; 22 окт. 2000 - 8 июня 2008), Ириней (Попа; с 27 июля 2008).
Крайовская архиепископия с кафедрой в Крайове. Правящий архиерей - митрополит Олтенийский, архиепископ Крайовский. В архиепископии 6 благочиний. В жудеце Долж: Северо-Крайовское (122 прихода), Южно-Крайовское (118 приходов) и Бэйлештское (86 приходов); в жудеце Горж: Северо-Тыргу-Жиуское (74 прихода), Южно-Тыргу-Жиуское (74 прихода) и Тыргу-Кэрбунештское (95 приходов). 21 мон-рь: 8 - в жудеце Долж и 13 - в жудеце Горж. Экзархом мон-рей является архим. Иоаким (Пырвулеску), игумен мон-ря Лайничи.
Монастыри жудеца Горж. Муж. мон-рь Тисмана - один из старейших и знаменитых мон-рей Валахии. Муж. мон-рь Лайничи (долина р. Жиу, в 32 км от г. Тыргу-Жиу) - самая крупная обитель в епархии (по преданию, основан прп. Никодимом Тисманским). Разрушен при имп. Марии Терезии, в 1784 г. возрожден. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (между 1810 и 1817). В 1817 г. мон-рь разграблен турками, настоятель игум. Максим Монах был обезглавлен. В 1854-1900 гг. настоятелем был прп. Иродион (Ионеску), прозванный Светочем Лайничи. Мон-рь много раз был разграблен (в 1916-1918 - нем. солдатами, в 1947-1957 - рабочими железной дороги), возрождался (в 1929 - 6 монахами из монастыря Фрэсиней, в 1975 - архим. Каллиопием (Джорджеску)). Совр. кафоликон освящен в честь Преображения Господня (заложен в июле 1990, проект инженера И. Сележана (ныне архиеп. Тимишоарский, митр. Банатский Иоанн)).
Женский монастырь Половраджи в одноименном городе (ок. 1505) с Успенской ц. (1643). Муж. мон-рь Вишина близ Бумбешти-Жиу (1-е упоминание 14 дек. 1514). Древняя Троицкая ц. руинирована. Мон-рь возрожден 19 окт. 1994 г., выстроена новая церковь. Жен. Троицкий мон-рь в с. Стрымба-Жиу (после 1603, на месте древнего скита), первоначально мужской. Ок. 1525 г. упомянут как метох мон-ря Говора (до кон. XVIII в.). Пострадал от пожара (8 нояб. 1724) и пришел в упадок. Расписан в 1793 г. В 1812 г. закрыт, церковь передана приходу Ходуроаса (до 1923). Ок. 1927 г. отреставрирован. В 1956 г. возрожден как женский. Муж. мон-рь в коммуне Красна (1636) с Никольской ц. (расписана; сохр. портреты Матея Басараба и митр. Олтенийского Стефана). В 1936-1938 гг. проведена реставрация.
Жен. мон-рь Логрешти в с. Тыргу-Логрешти (до 1718, основан как скит) с древней Архангельской ц. Совр. ц. во имя святых Иоакима и Анны (построена в 1769), в 1839-1840 гг.- приходская, закрыта в 60-х гг. XIX в. В 1911-1914 гг. церковь восстановлена, монастырь заселен после первой мировой войны. В 1932-1940 гг. церковь реставрировали (освящена 17 нояб. 1940), после декрета 1959 г. мон-рь был закрыт, церковь приписали к церкви в Тыргу-Логрешти (11 апр. 1961). В 1990 г. скит возрожден монахинями из мон-ря Половраджи, в 1992 г. получил статус мон-ря. Жен. мон-рь Кэмэрэсяшка в г. Тыргу-Кэрбунешти (ок. 1780) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Восстановлен в 1994 г. Жен. мон-рь Дялу-Маре в коммуне Борэску (1895) с ц. Успения Пресв. Богородицы и святых Константина и Елены.
В жудеце Горж открыто несколько новых мон-рей: жен. мон-рь Икоана в с. Кэрпиниш в коммуне Красна (1996) с деревянной ц. во имя св. Иоанна Предтечи (1995-1996) и новым кафоликоном во имя мучеников Брынковянских (2008-2014); жен. мон-рь Добрица во имя прор. Илии в коммуне Рунку (2015) с деревянной церковью 2005 г.; муж. монастырь святых Константина и Елены и вмч. Димитрия Солунского в коммуне Хурезани (19 марта 2015) при церкви 1842-1843 гг. (расписана в 1843, с 1900 функционировала как кладбищенская часовня, с 1970 в запустении); мужской монастырь во имя св. Иоанна Златоуста (2017) в с. Кожани близ Тыргу-Кэрбунешти с ц. во имя св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Мирликийского и вмч. Георгия (1824-1825, расписана внутри и снаружи после 1825), 3 мая 2017 г. заложен камень нового собора во имя свт. Иоанна Златоуста и прп. Иродиона Лайничского.
Монастыри жудеца Долж. Муж. мон-рь Садова в одноименной коммуне (1-е упоминание в 1530) основан при деревянной ц. во имя свт. Николая (ок. 1520). Совр. каменная церковь (1632-1633) воздвигнута Матеем Басарабом в честь победы над турками (26 авг. 1632). Больничная Введенская ц. построена мч. Константином Брынковяну (расписана в 1792, сохр. фрагменты; поновления 1852 и 1903). Жен. мон-рь в с. Попынзэлешти (1678), первоначально мужской. Кирпичная церковь (1853) построена на месте деревянной (1799). Мон-рь пострадал от землетрясения 1838 г., восстановлен свт. Каллиником Черникским. Закрыт в 1870 г., возобновлен в 1909 г., кафоликон освящен во имя свт. Каллиника Рымникского и свт. Николая (в 1999 добавлен 3-й престол, вмц. Параскевы). В 2013 г. преобразован в женский. Муж. мон-рь Житиану близ Крайовы (1-е упоминание в нач. XVI). Деревянная церковь построена Мирчей I Старым в честь победы над венграми при Ровине. Метох Павла святого монастыря на Афоне (с 8 окт. 1612). Современная каменная ц. вмч. Димитрия (1654-1658, 1701, расписана; реставрация 1812; поновление росписи 1856) после закрытия мон-ря (1864) стала приходской с. Балта-Верде, в 1914 г. закрыта. В 1925-1932 гг. реставрирована. В 1939-1959 гг. действовал жен. мон-рь (построены келейные корпуса, прядильные, швейные и ковроткацкие мастерские). В 1989 г. храм был освящен, устроен 2-й престол во имя прор. Илии. Мон-рь возобновлен в 1992 г.
Также в жудеце Долж действуют неск. новых мон-рей: жен. мон-рь Маглавит в одноименной коммуне (1989, основан на месте т. н. Маглавитского чуда, где пастух П. Лупу в течение лета 1935 неск. раз видел Господа) с ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Рождества Пресв. Богородицы (заложена в 1938, строительство возобновлено в 1989); жен. мон-рь Присака во имя вмч. Георгия в Крайове (1 окт. 2010) при церкви 1950 г.; жен. мон-рь Кырчя в одноименном селе (1989) с ц. Введения во храм Пресв. Богородицы и прп. Антония Великого (1992; позже освящен 3-й престол, во имя Св. Троицы).
Рымникская архиепископия с кафедрой в г. Рымнику-Вылча. Восстановлена 11 марта 1948 г., ею управлял викарный архиерей румын. патриарха еп. Афанасий (Динкэ). Объединена с Арджешской как Рымникско-Арджешская 5 февр. 1949 г. под управлением еп. Иосифа (Гафтона; † 9 июня 1984). 30 сент. 1984 г. выбран (2 дек. поставлен) еп. Герасим (Кристя). В 1990 г., после образования Арджешской и Мусчелской епископии, в составе Рымникской епископии остались жудецы Вылча и Олт; с 1 февр. 2008 г., после образования Слатинской и Романацской епископии,- только жудец Вылча. При еп. Герасиме отреставрированы почти все церкви и мон-ри епископии. 18 июня 2009 г. епархия получила статус архиепископии. После кончины еп. Герасима (9 апр. 2014) архиепископией управляет архиеп. Варсануфий (Годжеску; с 8 июня 2014).
Четыре благочиния: Рымнику-Вылчское, Дрэгэшанское, Кэлимэнештское и Хорезуское; 350 приходов, 29 мон-рей. В Рымнику-Вылча действует ДС. Функционирует изд-во «Praxis» (Духовное делание), выпускаются журналы «Praxis» и «Martyria» (Мученичество). Епархиальный центр в Рымнику-Вылча включает Никольский собор (1850-1856; росписи Г. Таттареску; имеет еще 3 придела: свт. Каллиника Черникского, сщмч. Антима Ивиряну, свт. Нектария Эгинского), больничную Успенскую ц. (1745, расписана в 1748), часовню свт. Григория Богослова (1751, расписана), архиерейский дом, епархиальный музей, епархиальную б-ку, культурный центр свт. Каллиника Черникского, социальный центр сщмч. Антима Ивиряну и др. В соборе хранится глава вмч. Меркурия.
Наиболее известные обители архиепископии: муж. мон-рь Козия (1387-1391); жен. мон-рь Говора (кон. XIV или сер. XV); жен. мон-рь Бистрица (ок. 1490; мощи свт. Григория Декаполита); муж. мон-рь Езер (1495-1501; в XVIII в.- один из наиболее многочисленных (ок. 300 монахов); женский в 1946-1960; восстановлен в 1989); жен. мон-рь Арнота (1633-1636); муж. мон-рь Хурези (1690-1693; ныне самый обширный монастырский комплекс в Румынии, включающий 2 скита - во имя св. Апостолов и архидиак. Стефана).
Жен. скит Жгябури в коммуне Стоенешти (не позже 1300; перестроен в 1640). В 1827 г. разрушены деревянные строения скита, построена совр. каменная ц. Рождества Пресв. Богородицы (расписана изнутри и снаружи). В 1864 г. все строения, кроме церкви, разрушены, новые возведены в 1932 и в 1963-1968 гг. В 1940 и 1970 гг. производилась реставрация. Жен. мон-рь Остров в г. Кэлимэнешти (нач. XIV). Обновлен Раду Великим (грамота от 26 апр. 1500) и св. Нягое Басарабом (1520-1521). Супруга св. Нягое, Деспина Милица, и мать Михая Витязула приняли здесь постриг. Благовещенская ц. расписана (алтарь в 1752, остальная часть в 1760). Сгоревшие после пожара кельи и др. строения (22 дек. 1838) отстроены в 1940 г. Реставрация проводилась в 1956-1957 и 1962-1963 гг. Святыни - 3 иконы из иконостаса (свт. Николая, свт. Саввы Сербского и «Снятие с Креста», хранятся в Музее искусств Румынии в Бухаресте).
Муж. мон-рь Стынишоара в с. Кэлимэнешти (XV; до XVIII известен как Нучет). В 1747 г. на месте древней церкви возведены каменная Георгиевская ц. и кельи. В 1788 г. монастырь разрушен, монахи убиты; возрожден в 1807 г. афонскими монахами, к 1850 г. выстроен совр. монастырский ансамбль. До 1864 г.- метох монастыря Козия. Совр. церковь (1903-1908, расписана в 1948) и сев. терраса (келейный корпус; 1906) построены по проекту архит. Д. Аполони. Кельи сгорели при пожаре 1917 г., на их месте в 1936-1940 гг. построена небольшая зимняя церковь. Святыни - неск. афонских икон, паникадило из мон-ря в Куртя-де-Арджеше (подарено св. Нягое Басарабом).
Жен. монастырь Сэрэчинешти в с. Валя-Кеий в коммуне Пэушешти-Мэглаши (1437), первоначально мужской, с Успенской ц. (расписана в 1717). После разрушения от землетрясения (1838) отстроен в 1855-1857 гг. В 1960 г. закрыт, в 1991 г. открыт как женский. Муж. скит Пахомие (1520; возможно, ок. 1509) в г. Бэиле-Олэнешти. Восстановлен в 1684 г.; после упадка стал метохом мон-ря Езер (документ 17 дек. 1824), в 1880 г. опустел. Ильинская ц. восстановлена в 1952 г. (расписана; новые росписи 1997), скит освящен 30 сент. 1956 г.
Жен. мон-рь Сурпателе в одноименном селе в коммуне Фрынчешти (1-е упоминание в 1512). Перестроен в XVII в. Троицкая ц. (1703-1706) в 1815 г. отреставрирована и заново расписана. В 1837-1850 гг. здесь работал известный румын. церковный композитор А. Панн. В 1872 г. мон-рь закрыт, возобновлен в 1927/28 г., реставрирован в 1935, 1958-1959 гг. и в 1984 г., в 2004 г. расчищены росписи 1706-1707 гг. Муж. мон-рь Добруша в одноименном селе в коммуне Злэтэрей (первые десятилетия XVI) перестраивался в 1610 и 1675 гг. Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы (расписана в 1771-1774). В 1907-1908 гг. мон-рь опустел. В 1926 г. отреставрирована церковь (открыта в 1937). Мон-рь реставрировали в 1956-1958 и в 1962 гг. Жен. мон-рь Динтр-ун-Лемн (букв.- Из одного дерева) в коммуне Фрынчешти по традиции был основан в нач. XVI в.: церковь была вырублена из дуба, на к-ром пастух нашел икону Божией Матери «Одигитрия» (сохр., датируют нач. XV или 2-й пол. XVI). Каменная ц. Рождества Пресв. Богородицы построена Матеем Басарабом, колокольня 1715 г. Святыни - 36 икон 1833-1840 гг., созданных Г. Геронтием. Реставрирован (1938-1940), считается «алтарем летчиков и моряков».
Муж. мон-рь Корнет в с. Кэлинешти в коммуне Брезой (29 авг. 1666) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (расписана: алтарь и неф - в 1761, нартекс - в 1835). Пострадал от пожара (1808) и от артобстрела (1916), церковь реставрировалась в 1923-1925 и в 1960 гг. Муж. мон-рь Турну в г. Кэлимэнешти основан как скит на месте древнерим. башни (румын. turnul) в сер. XVI в. На месте деревянной Введенской ц. построена каменная (1676). В 1893-1901 гг. в мон-ре устроена летняя резиденция епископа Арджешского с Преображенской ц. (освящена 28 окт. 1901, скит получил статус мон-ря). Пострадал от пожара (6-7 февр. 1932), восстановлен (1933-1936), церковь расписана. Закрыт в 1959 г., в 1961 г. преобразован в дом отдыха клириков Рымникско-Арджешской епископии. В 1982 г. возрожден (официально открыт в 1988). Мужской скит Козия-Веке (Старая Козия; также - св. Иоанна «Ла Пьятра» (У камня)) в 1 км от мон-ря Козия основан при ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (XIII-XIV) как метох Козии (1-е упоминание 8 нояб. 1601). Церковь перестроена (1670). После землетрясений (1802 и 1838) скит пришел в запустение. Возобновлен в 1986 г., построена и расписана новая церковь.
Женский мон-рь Маму в коммуне Лунджешти основан при деревянной церкви XVI в. (в 1696 на ее месте выстроена каменная Никольская ц., расписана). Пострадал от землетрясения 1838 г. (реставрирован в 1842-1843, 1910-1915, 1989, 2004). В 1960 г. мон-рь преобразован в приют для престарелых, монашеская жизнь возобновлена в 2007 г. Муж. мон-рь Фрэсиней (от румын. frasin - ясень) в коммуне Муеряска основан в ясеневом лесу в 1710 г. 2 болг. монахами (официально как скит открыт в 1718). В 1764 г. на месте деревянной выстроена каменная церковь. В 1780 г. мон-рь разграблен австрийцами, запустел. Возрожден в 1845 г. мон. Акакием из Черники, возведена новая Успенская ц. (1859-1860, расписана в 1860-1863, освящена 12 мая 1863). Благодаря усилиям свт. Каллиника Черникского стал единственным в Румынии мон-рем, избежавшим секуляризации монастырских владений (1864). Муж. мон-рь Команка в одноименном селе близ г. Бэиле-Олэнешти (1736) со Всехсвятской ц. (расписана; повторно - в 1785-1786). Действовала школа писцов. В 1997-2007 гг. проведены реставрационные работы. Заново освящен 22 июня 2008 г.
Муж. мон-рь Пэтрунса в коммуне Бэрбэтешти (1740, перестроен во 2-й пол. XVIII и в XIX). В 2006 г. построена новая ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Муж. скит Троян в Рымнику-Вылча (XVIII) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (перестроена в 1840-1843). В 1864 г. стал метохом монастыря Хурези, в 1949 г. закрыт. В 1972-1975 гг. отреставрирован, открыт музей «Генерал Георгий Магеру» (до 1990). 29 авг. 2008 г. заложена новая ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Женский скит Браду в с. Гургьята (1766) основан на месте древнего скита. Совр. Предтеченская ц. построена в 1784 г. В 1854-1855 гг. объединен со скитом Сэрэчинешти, в 1904 г. окончательно запустел. В 1994 г. возобновлен. Муж. монастырь Берислэвешти в одноименной коммуне (как скит освящен 4 июня 1753). В 1762-1864 гг. при нем функционировала школа для детей-сирот и детей из бедных семей. Реставрационные работы проводились в 1949, 1966 и 1976 гг. Церковь пострадала от бури 6 авг. 2006 г., возведена новая Георгиевская ц. С 2008 г. мон-рь приписан к Козии. В комплекс входят также ц. Трех святителей (1754-1762), колокольня (1754) и др. постройки.
В архиепископии открыты также новые мон-ри: муж. скит Лакул-Фрумос в с. Пляша в коммуне Влэдешти (1994-1997); жен. мон-рь Боя в с. Греблешти в коммуне Кыйнени (2008); муж. мон-рь Грую-Лупулуй в одноименном селе в коммуне Раковица (2009); жен. мон-рь Блэною в одноименном селе в коммуне Раковица (2010); жен. мон-рь Мэлая в одноименном селе (2012); жен. мон-рь Скунду в с. Крынг в коммуне Скунду (2015).
Северинская и Стрехайская епископия с кафедрой в г. Дробета-Турну-Северин. Инициатива клира жудеца Мехединци иметь свою епархию была одобрена Синодом и Национальным церковным собранием РумПЦ 5-6 марта 2003 г. 11 февр. 2004 г. выбран предстоятель - еп. Никодим (Николэеску), интронизация состоялась 25 апр. Охватывает жудец Мехединци, имеет 5 благочиний: 1-е Дробетское, 2-е Дробетское, Стрехайское, Вынжу-Мареское и Бая-де-Арамэское. В епископии 200 приходов, 148 приписных приходов, 11 мон-рей; служат 220 священников; в Дробета-Турну-Северине действуют школа церковных певчих и лицейская богословская семинария. Кафедра - собор Рождества Христова (2-е посвящение вмч. Георгию Победоносцу; строится с 1994, ведутся отделочные работы и роспись, освящен 21 апр. 2002) в г. Дробета-Турну-Северин.
Наиболее известные мон-ри епископии: самый древний в Валахии муж. мон-рь Водица (между 1370 и 1372) и муж. мон-рь Гура-Мотрулуй (кон. XIV в.). Жен. мон-рь Бая-де-Арамэ в одноименном городе (1400) с Архангельской ц. (1699-1703, кирпич с примесью шлака из горнодобывающих плавилен; расписана), первоначально мужской. Сохранились портрет серб. кор. св. Стефана IV Душана и изображения почитаемых в Сербии святых Саввы I, Евфимия Великого, Кирика и Иулитты, Параскевы (Петки) и др., что объясняют связями мон-ря с афонским серб. мон-рем Хиландар (преклонен ему до 1718) и серб. происхождением одного из ктиторов. Закрыт в 1864 г., возрожден 29 янв. 2008 г. как женский. Муж. мон-рь Кошуштя-Кривелник в с. Фиризу в коммуне Иловэц с ц. прп. Пахомия Великого (2018) основан во времена прп. Никодима Тисманского, опустел в XVIII в., возрожден 5 июля 2005 г.
Мон-рь Тополница в коммуне Извору-Бырзий основан в XVI в. при ц. арх. Михаила (кон. XIV в.). Совр. ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1646, расписана в 1673). После 1864 г. мон-рь опустел. В 1912 г. реставрирован, в 1930 г. возрожден. Жен. мон-рь Стрехая в одноименном городе (1645) с Троицкой ц. В 1673-1689 гг. епархиальный центр Стрехайской епископии. Ремонтные работы велись в 1693 и 1826 гг. (расписана церковь). Закрыт в 1864 г., в 1962-1969 гг. комплекс отреставрирован, возрожден в 1989 г. Жен. мон-рь Чернеци в с. Симиан в коммуне Чернеци (1658/59-1662) с Троицкой ц. (расписана в 1827), первоначально мужской. Перестроен в 1784-1794 гг. В 1837 г. закрыт. Возрожден 5 июля 2005 г. как женский. Жен. мон-рь Мракония в коммуне Дубова (по традиции, до 1453; по мнению некоторых ученых - в 1523), первоначально мужской. К 1665 г. перестроен, поновлены росписи. Сожжен и разграблен турками 15 авг. 1682 г., частично восстановлен. В 1715 г., в ночь на день памяти вмч. Георгия, разграблен татарами, вся братия, кроме одного монаха, убита. Разрушен между 1738 и 1778 гг. Возрожден в 1935 г., 12 сент. 1967 г. закрыт, все здания снесены. В 1993 г. заложена новая Архангельская ц. (расписана в 2012, освящена 18 авг. 2013), мон-рь открыт как женский (1995).
Среди новых обителей епископии - жен. мон-рь св. Анны в г. Оршова (1936-1939; возрожден в 1990, освящен 2 дек.), посвященный памяти павшим в первой мировой войне, с ц. св. Анны (1936-1939); жен. мон-рь Годяну в одноименной коммуне (29 сент. 2008) с ц. ап. Иоанна Богослова (с 2009) и муж. мон-рь Жьяна в коммуне Пэтулеле (28 мая 2008) с ц. мч. Иулия Доростольского.
Слатинская и Романацская епископия с кафедрой в г. Слатина (25 марта 2008). Каноническая территория охватывает жудец Олт и разделена на 4 благочиния: 1-е Слатинское (96 приходов, 37 приписных приходов, 5 мон-рей), 2-е Слатинское (96 приходов, 21 приписной), Каракалское (102 прихода, 7 приписных, 1 мон-рь) и Корабийское (63 прихода, 2 приписных). Покровителем епископии считается мч. Константин Брынковяну. Епископия издает ежегодник «Episcopia Slatinei şi Romanaţilor» (с 2008). Правящий архиерей - еп. Севастиан (Пашкану; род. 5 нояб. 1966). Кафедра - собор в честь Вознесения Господня (2007; продолжаются отделочные работы, в клире 7 священников).
Наиболее известная обитель епископии - жен. мон-рь Брынковени (до 1494), усыпальница семьи господаря мч. Константина Брынковяну. Жен. мон-рь Клокочов в г. Слатина (основан господарем Михаем Храбрым (1593-1601)), первоначально мужской. Перестроен после 1628 г. Совр. ц. св. Архангелов (1645, расписана в 1937). При господаре Александру Коконуле (1623-1627) стал преклоненным афонскому монастырю Кутлумуш. В запустении со 2-й пол. XVIII в. Возрожден в 1976 г. монахами из Сучевицы, разрушен землетрясением 1977 г. В 1980-1981 гг. произведена глобальная реставрация комплекса.
Муж. мон-рь Кэлуй в коммуне Обога (1-е упоминание в 1515) с Никольской ц. (расписана на рубеже XVI-XVII, затем в 1834: сохр. ктиторские портреты господарей Петру Черчела и Михая Витязула и членов их семей, а также представителей рода Бузеску). Значительно перестроен в кон. XVI - нач. XVII в. Центр по переписыванию книг. Первоначально в Кэлуе подвизались монахи греч. происхождения. Нек-рое время в XX в. (до 1986) был женским. Возрожден в 1986 г., в 2008 г. отреставрирован кафоликон. Жен. мон-рь Стрехареци в г. Слатина (авг. 1668), первоначально мужской, с Успенской ц. (расписана в 1672, реставрирована в 1982). Пострадал от пожара 1802 г., от землетрясений 1838, 1940 и 1977 гг. После 1864 г. пришел в упадок. В нач. XXI в. проведены ремонтные работы.
Жен. мон-рь Мэйнешти в г. Балш (1818), первоначально мужской, основан при каменной Никольской ц. (1805-1809, расписана в 1810-1812, реставрирована в 1926, 1979), воздвигнутой на месте деревянной Архангельской ц. (1742-1743) предводителем гайдуков Я. Жиану и воинами из его отряда, поэтому обитель называют также Скит гайдуков. Позже тут подвизались греч. монахи, к нач. XX в. мон-рь пришел в упадок. Возрожден в 1996 г., выстроена Покровская ц. (2004-2005). Муж. мон-рь Св. Креста в коммуне Студина основан при Успенской ц. в с. Траян (1993-1994). В 2008 г. мон-рь перенесен на окраину Студины.